Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей
Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО
Автор: Сергеева Надежда Васильевна
Организация: ГБОУ СОШ № 457 Выборгского района г. Санкт-Петербург
Населенный пункт: г.Санкт-Петербург
Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы ФОП, направлены прежде всего на изучение интересов и индивидуальных особенностей каждого ребенка и на включение его в образовательный процесс как равноправного участника и субъекта. Это положение требует разработки новых подходов к проблеме взаимодействия ДОУ с семьей воспитанника. Современный ребенок – дошкольник не такой каким он был 5-10 лет назад. По данным Научного центра здоровья детей (НЦЗД) РАМН, здоровье подрастающего поколения ухудшилось примерно на 20-23%, резко возрос уровень невротизации, более 23% детей имеют хронические заболевания и состоят на медицинском учете. Отмечаются проблемы в социально-нравственном здоровье детей, которые нуждаются в любви взрослых как «питательной среде» психического развития. Продолжается работа по становлению ценностей здорового образа жизни в детском саду и семье. Расширив комплекс физкультурных и оздоровительных мероприятий. В соответствии с ФОП дошкольного образования раскрыты основные задачи образовательной области «Физическое развитие».
К ним относятся:
- Охрана физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни. Социальных, нравственных, эстетических. Интеллектуальных. Физических качеств, инициативности. Самостоятельности и ответственности ребенка;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Решение вышеперечисленных задач возможно только при тесном взаимодействии с семьей. Необходимо отметить. Что родители и педагоги выполняют разные функции и не могут заменить друг друга в том, что связано с охраной и укреплением здоровья ребенка и его развития.
Согласно Федеральному закону «Об образовании РФ», главным воспитателем ребенка являются родители, и первоначальные основы здоровья и здорового образа жизни закладываются в семье. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие ДОУ с родителями с целью укрепления здоровья и развития ребенка.
Семья и ДОУ- два важных института социализации детей. Ни одна ( даже самая лучшая ) программа не сможет дать полноценного результата, если она не выполняется совместно с семьями воспитанников, если в детском саду не создано единое воспитательно-образовательное пространство «родители-дети-педагоги». Для организации этого пространства необходимы взаимопомощь, содействие друг другу. А также объективный учет прав и обязанностей, интересов и возможностей каждого. Понимание взрослыми (педагогами и родителями) своей тесной взаимообусловленности как целостного единства, признание в лице другого не конкурента, а партнера, и конкретные практические действия в этом направлении могут дать положительные результаты.
Актуальность и важность установления взаимодействия ДОУ с родителями обусловлены двумя факторами:
- Уникальностью детства как важного этапа в развитии ребенка дошкольного возраста, в процессе которого общение со взрослыми носит личностно-развивающий характер,
- Неблагоприятными тенденциями к ухудшению физического и психического здоровья детей, причинами которого являются не только макрофакторы (неблагоприятная экологическая и сложная социальная обстановка), но и микрофакторы (некомпетентность родителей в вопросах формирования основ культуры здоровья и физической культуры, профессиональная занятость и малоподвижный образ жизни родителей и детей.
Основные цели такого взаимодействия:
- Вовлечение родителей в образовательный процесс.
- Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.
- Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных
Для включения родителей в единое воспитательно-образовательное пространство необходимо создание следующих условий:
- Создание доброжелательной атмосферы в общении администрации, педагогов и родителей,
- Ориентированность на потребность семьи, запросы родителей.
Важнейшими условиями доверительных отношений с родителями должны быть
- Уважение, конфиденциальность. Стремление к диалогу. Внимательное отношение к ребенку.
- Включение родителей в совместный воспитательно-образовательный процесс.
- Планирование мероприятий с родителями.
- Посещение стадионов, выставок, спортивных площадок, дни здоровья. Досуги, тренинги и т.д.
- Сформированность у родителей целостного представления о единстве целей и задач ДОУ и семьи по формировании основ физической культуры и здоровья, о содержании физического воспитания детей в разные периоды дошкольного детства.
- Предоставление родителям выбора форм участия в образовательной области «Физическое развитие» и степень включенности в их физкультурно-оздоровительный процесс (в том числе на сайте учреждения и онлайн-режиме).
Эффективность выбора форм участия зависит от умения учитывать индивидуальные различия каждой семьи в вопросах укрепления здоровья детей, семейный традиции. Социальное положение, особенности здоровья членов семьи.
Существуют следующие формы взаимодействия взрослых по вопросам охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста:
- Коллективное сотрудничество (досуги, открытые занятия, родительские собрания, круглые столы. Деловые игры, мастер-классы)
- Индивидуальное сотрудничество (анкетирование, «обратная связь». Консультации, беседы. Домашние задания, «почта доверия»-анонимные обращения и пожелания родителей)
- Наглядно-информационное сотрудничество (стенды, памятки для родителей, выставки работ)
- Активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования. Тренинги «воспитатель-родитель-ребенок»
Выбранные педагогами. Специалистами и родителями формы сотрудничества эффективны лишь в том случае, если удается найти индивидуальный стиль взаимоотношений педагогов с каждым родителем.
Развитие партнерских отношений ДОУ с родителями воспитанников осуществляется по трем этапам:
Первый этап (информационно-аналитический) включает в себя комплексный мониторинг семей воспитанников ДОУ, который позволит получить информацию об индивидуальных особенностях каждой семьи, о ее потребностях и ожиданиях по отношению к ДОУ. На этом этапе осуществляется информирование родителей о физическом развитии ребенка, режиме (режим дня и режим двигательной активности). Физкультурно- игровой среде для детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Методах и приемах взаимодействия взрослых, взрослых и детей в процессе физического воспитания через различные формы взаимодействия ДОУ с родителями, а также через наглядно-информационные формы: сайт ДОУ, памятки, буклеты и т.д. Информирование родителей о состоянии здоровья детей.
Второй этап (подготовительный) направлен на повышение психолого- педагогической компетенции родителей по вопросам физического развития детей. Это вечера вопросов и ответов, тренинги, педагогические гостиные, консультации, семинары-практикумы, беседы, фото и видеозаписи спортивной жизни семьи и детского сада, дни открытых дверей, конкурсы для детей и родителей. Во время практических занятий родители овладевают методами и приемами, направленными на физическое совершенствование ребенка. В процессе совместной двигательной деятельности воспитателей, детей, родителе происходит сближение дистанции общения. Итогом второго этапа должна быть психолого-педагогическая готовность всех участников образовательного процесса к взаимодействию.
Третий этап (деятельный) раскрывает алгоритм совместной деятельности педагогов, детей и родителей в едином образовательном пространстве (прогулки, экскурсии, спортивные состязания, физкультурно-оздоровительные проекты). Данный этап направлен на совместное решение проблем физического воспитания и развития ребенка в социуме. Результатом этого этапа является совместная проектная деятельность всех участников педагогического процесса. Таким образом, такое взаимодействие позволит педагогам и родителям объединить свои знания. Накопить опыт в вопросах физического воспитания ребенка и широко использовать его на практике, сформировать основы физической культуры и культуры здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, также будет способствовать самореализации родительского потенциала.